Современному руководству тюремного ведомства в наследство от прежних времён осталась тяжёлая ситуация. Все Исправительно-трудовые учреждения ещё и в 60-е, и в 80-е годы сохраняли функции решения хозяйственных дел. Хотя по определению это им не свойственно. МВД было производящим министерством. Ему отводилось 5-7 места в группе промышленных министерств по выпуску валовой продукции. Например, руками условно-освобождённых и условно-осуждённых с обязательным привлечение к трудовой деятельности в СССР в 80-е годы было выполнено 23 процента всех строительно-монтажных работ.
После перехода к рыночным отношениям и развалом плановой экономики, отпала резкая потребность в дешёвой рабочей силе. Поэтому тюрьмы вступили на жёсткий путь выживания.
Прежняя промышленная база тюремной системы оказалась не способной обеспечивать себя самостоятельно, да ещё и казне приносить какую-никакую прибыль. Но и само государство не могло бы армию заключённых и сотрудников уголовно-исправительных учреждений обеспечить всем необходимым на должном уровне.
О размерах кризиса, который захватил российскую уголовно-исполнительную систему можно судить по таким показателям, как резкое увеличение заболеваемости туберкулёзом. Она в 58 раз больше, нежели среди свободных людей. Смертность же от этой болезни в местах лишения свободы также в 28 раз выше, чем на воле. Огромное количество заключённых умирают не только от туберкулёза, но и от голода и других тяжёлых заболеваний. Примерно 2 000 заключённых не доживают даже до вынесения приговора суда.